Главные ипостаси Виталия Андросова
26 июня 2019 г. Главные ипостаси Виталия Андросова. Виталий АНДРОСОВ. Уже год, как его нет. Светлые песни его живут. Живут люди, которых он когда-то вылечил. Живут его книги и статьи. Живет память.
— Каким Вы его помните, Валерий Дидимович? – спросила я хирурга высшей категории, заслуженного врача республики, кандидата медицинских наук Валерия СЛЕПЦОВА.
— Помню его ясные глаза, быстрые и легкие движения рук, добрую улыбку. Его шутки, негромкий смех. Естественность в каждом движении. Виталий – человек-планета, на которой всем жилось по законам справедливости, милосердия, благородства, личность необыкновенно гуманная и демократичная, интеллигент российского масштаба. Людей такой величины во все времена бывает мало. Такие люди, как Виталий, несущие в мир свет, веру в человека, надежду на счастливые перемены, не забываются, их помнят, ими гордятся, на них равняются. Его душевное благородство, любовь к людям неразрывно связаны с силой воли и исключительной целенаправленностью. Все это вкупе с трудолюбием и организованностью и помогли Виталию достичь небывалых высот в профессии, творчестве, общественной деятельности. Навсегда осталось в моем сердце тепло его задушевного голоса. Мне кажется, что песни его рождались легко и просто, они трогают за душу и запоминаются сразу, ибо мир их прост и высок одновременно.
— Что в нем было необычного? Что Вас в нем удивляло?
— Меня всегда поражала постоянная, непримиримая стойкость мировоззрения. Он никогда, ни в чем не отступал в угоду каким-либо обстоятельствам от своей твердой позиции, был непримирим ко всякого рода лжи, фальши, неискренности. Как никто другой, Виталий чувствовал ответственность за каждого. Была в нем какая-то изначальная готовность все сделать для людей! Очень трогательным было его отношение к матери, которую он не просто любил, а, мне кажется, боготворил. Он говорил, что обязан ей многим, что именно у нее он научился не бояться быть самим собой, это от нее он усвоил, что надо искать во всем светлое, находить хорошие стороны жизни, наслаждаться ее счастливыми мгновениями.
— Вы были друзьями. С чего началась ваша дружба?
— Наша дружба началась с интереса к тем местам, откуда были родом наши родители. Его мать и мой отец, как оказалось, были не просто земляками, но и одноклассниками и учились в одном классе в сельской школе в Мегино-Кангаласском улусе. Наши отцы прошли войну, а матери были великими труженицами. Мы не раз встречались с его мамой, мудрым и красивым человеком Прасковьей Дмитриевной. Наша семья благодарна ей за светлые воспоминания о нашем отце Дидиме Дмитриевиче, за дружбу, за верность идеалам юности. От нее я узнал об отце Виталия, Тимофее Егоровиче СОСИНЕ, незаурядном человеке, хирурге, высочайшем профессионале, человеке широчайших интересов и глубоких познаний, майоре медицинской службы. В 2015 году мне посчастливилось побывать в Майе на юбилейном мероприятии, посвященном столетию Тимофея Егоровича и почувствовать все уважение и любовь к нему земляков.
— По-моему, Виталий очень активно занимался общественной деятельностью.
— Да, он многое сделал для того, чтобы вернуть доброе имя незаслуженно забытых, репрессированных земляков. Виталий считал, что каждое доброе дело, каждый поступок во имя других людей должен быть оценен. Он часто рассказывал своим студентам и выступая перед общественностью о нашем дедушке, улусном главе Дмитрии Ивановиче СЛЕПЦОВЕ, который в составе делегации от Якутии посетил торжества по случаю 300-летия династии Романовых. Как никто другой, Виталий Тимофеевич добивался признания заслуг якутских писателей-классиков, общественных деятелей, внесших вклад в становление государственности в Якутии. Во многом его участие в республиканских мероприятиях, его книги и статьи помогли сохранить в народе добрую память о них. Он не побоялся сказать об ошибке, допущенной на мемориальной доске Анемподиста Ивановича СОФРОНОВА (первоначально на ней было написано «Сафронов»).
— Кто были герои его книг?
— Героями своих книг он выбирал простых людей, скромных и самоотверженных в выполнении своего долга. Находил он их среди своих коллег-медиков, труд которых высоко ценил.
Имя доцента кафедры терапии Медицинского института СВФУ Виталия Тимофеевича АНДРОСОВА вошло в историю отечественной медицины как первооткрывателя фиброэндоскопических методов исследования и лечения в Сибири и на Дальнем Востоке, впервые в республике внедрившего эндоскопическое исследование желудка в условиях Республиканской больницы. Этот метод впервые позволил охватить широкие слои населения диспансерным наблюдением по поводу заболеваний желудочно-кишечного тракта. В летнее время со студентами МЛФ ЯГУ Виталий Тимофеевич организовывал экспедиции по районам республики по выявлению заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Я помню, как с режиссером НВК “Саха” Антониной НОВГОРОДОВОЙ мы снимали передачу о нем: враче, мелодисте, человеке. Удивительно скромный для известного всей республике человека, он стеснялся о себе говорить, все время смущенно подшучивал над своей половинкой Октябриной Ильиничной, которая рассказала нам о нем, о его работе и творчестве, его песнях, пожалуй, больше, чем он сам. Зато, взяв в руки любимый баян, Виталий самозабвенно пел, улыбаясь своей обаятельнейшей улыбкой. Когда мы спросили о его врачебной работе, он сказал, что очень любит ее, что врач обязан быть чутким и внимательным к людям. Он и был таким, многие его пациенты говорят, что Виталий как врач был обстоятельным, внимательным, даже дотошным, когда дело касалось здоровья людей и спас многих тяжелых больных, а бывшие его студенты вспоминают, как щедро и одновременно бережно передавал он свои знания и опыт, учил навыкам самостоятельной, поисковой работы, прививал любовь к чтению специальной литературы.
Он был очень любим, люди любили его за искренность, за его песни, уважали за скромность, простоту, порядочность, неиссякаемое стремление помочь каждому. Да что там, его просто невозможно было не любить!
Зоя ИГНАТЬЕВА