Самое опасное для пациента – экономить могут на нем…
29 апреля 2018 г. Самое опасное для пациента – экономить могут на нем… Большинство из нас хотят быть здоровыми и активными. И как мы знаем, на здоровье экономить нельзя. Поэтому уже давно никого не удивляет, что современные люди все чаще и больше пользуются услугами частной медицины.
Также не секрет, что в разных частных медицинских учреждениях расценки на одни и те же услуги могут существенно различаться. Так стоит ли сразу бежать в ту клинику, в которой более низкие цены за такие же услуги? Что может стоять за этим?
Это незаконно!
В Якутске пациентам могут предложить «медицинские услуги» с выездом на дом по ценам ниже, чем в клиниках. Но что за этим стоит? Вот как прокомментировала эту ситуацию Валерия Ли, исполнительный директор НП «Ассоциация частных медицинских клиник и центров Якутии».
— С незаконным предпринимательством в медицине надо бороться, и не столько мы должны это делать, сколько само население должно бороться. Они работают без лицензий: снимают интоксикацию на дому, что категорически нельзя делать, медицинские массажи делают на дому, есть выездные стоматологические бригады, которые ездят по районам. А где гарантия, что у них материалы хорошего качества и достаточная обработка инструментария?
Михаил Винокуров, финансовый директор Victory Clinic, кандидат медицинских наук:
— Что определяет стоимость медицинских услуг? Самая существенная часть в цене услуги — это себестоимость, и чаще всего она занимает около 80 и даже 90% от цены. Себестоимость — это все те расходы, которые несет предприятие, чтобы услуга была произведена. Под себестоимостью принято понимать:
— расходные материалы — это, например, лабораторные реактивы для проведения анализов, одноразовые простыни, зеркала, шприцы, иглы, стерильные салфетки, лекарственные вещества, импланты, шовный материал, боры, гели для УЗИ, бумага для термопринтеров, перчатки и многое-многое другое и тому подобное, список просто огромен;
— арендные расходы — большинство частных медицинских учреждений живут на арендной модели бизнеса, но даже если нет аренды, то, скорее всего, есть кредит, который брался на приобретение помещения и который предприятию необходимо выплачивать, и зачастую суммы кредита даже больше, чем арендная плата;
— амортизационный фонд — это те средства, которые предприятие должно копить, чтобы через какое-то время заменить устаревшее или вышедшее из строя медицинское и немедицинское оборудование — очень нередко оборудование для оказания недорогих услуг стоит десятки миллионов рублей, а устаревает или изнашивается за какие-то пять лет;
— электроэнергия, водоснабжение, отопление и т.п. — тоже существенная составляющая себестоимости — тарифы на воду и энергию растут, и все это знают. Попробуй не оплатить вовремя — быстроотключают;
— расходы на ремонт — текущий и капитальный, в коммерческих учреждениях на это приходится обращать пристальное внимание, ведь это не только сервис и комфорт, но и выполнение лицензионных требований;
— коммерческие расходы — это реклама, пиар, без этих расходов тоже никак нельзя;
— самая существенная часть расходов — заработная плата сотрудников. Фонд заработной платы в коммерческом учреждении значителен, поскольку в частной клинике высококвалифицированные специалисты, которым мало платят, не задерживаются, а помимо медицинского персонала есть и немедицинский штат — администраторы, операторы, системные администраторы, водители, бухгалтерия, экономисты, менеджеры, руководство, сантехники, электрики, инженеры, рабочие. При этом необходимо учесть и характерно длительные для нашего региона отпускные периоды и оплату основным сотрудникам проездных в отпуск раз в два года — все это очень существенные суммы;
— налоги и платежи — а куда же без них?! Это и налоги предприятия, и налоги в пенсионные фонды, платежи, связанные с заработной платой сотрудников, — величина тоже очень значимая;
— прочие, не перечисленные выше расходы, так или иначе связанные с производством медицинских услуг, без которых эффективное осуществление медицинской деятельности невозможно, как то: платежи за использование программного обеспечения, расходы на связь, юридическую помощь, страхование профессиональной ответственности врачей и прочее-прочее.
Таким образом, себестоимость медицинской услуги — это тот минимум, который необходимо закладывать в стоимость, чтобы предприятие просто существовало. Но ведь предприятие с чего-то начинает, откуда-то берутся деньги на изначальную организацию. Первоначальные деньги — это инвестиции, т.е. заемные средства инвестора или кредитные деньги, в последнем случае — это чаще банковские кредиты. То есть кредитор или инвестор рассчитывает вернуть вложенные в предприятие средства. К себестоимости в цене услуги может приплюсовываться некая рассчитанная сумма, которая за какой-то период, как правило лет 5 или более, возвращает вложенные средства инвестора или гасит банковский кредит. Ну и, конечно же, предприятие должно развиваться, и обычно оно начинает с малого, а потом, закрепившись на рынке, развиваясь, выводит новые услуги, расширяет штат специалистов, покупает новое оборудование — конечно, если есть спрос, но если он есть, то должны быть и средства для расширения и развития, и эти суммы тоже должны идти плюсом к себестоимости медицинской услуги. Еще одним плюсом к этому, в самую, как правило, последнюю очередь, закладывается прибыль акционеров, которая на самом деле незначительная, поскольку в условиях конкуренции невозможно заложить в цену услуги все, иначе цена услуги может быть неконкурентной, т.е.слишком высокой.
Значит, мы определили, что в цене медицинской услуги коммерческой клиники по определению заложено множество просто необходимых для ее оказания составляющих. Сэкономить тут особо негде, в основном только снижая закладываемую прибыль, закупая расходники оптом по оптовой цене, продумывая более эффективную логистику, переводя автомашины водителей с бензина на газ, уговаривая арендодателей о неповышении арендных ставок, максимально используя энергоэффективные технологии. Все это позволяет как-то удерживать многие отпускные цены от воздействия инфляции, не повышая их, и как-то развиваться. В условиях экономического кризиса приходится труднее, но все же высокое качество услуг и доверие пациентов позволяют стабильно быть эффективными.
Однако существуют и незаконные способы увеличения рентабельности предприятия, и в первую очередь это «черные» заработные платы, а поскольку фонд оплаты труда — это самая значимая величина в структуре расходов любого медицинского предприятия, то, выплачивая сотрудникам зарплаты в конвертах, собственники предприятий «экономят» на сопутствующих налогах очень приличные суммы — отсюда возникает возможность весьма заметного снижения цен на медицинские услуги.Мы такое не практикуем, поэтому не можем делать цены ниже постоянно, мы стараемся только удерживать их на определенном уровне, проводить кратковременные сезонные акции, а в долговременном плане мы реализуем программу развития лояльности клиентов — у нас уже несколько лет существует накопительная бонусная система для наших пациентов, и, как показывает статистика, ею пользуются многие тысячи наших пациентов. Поэтому, понимая экономику коммерческого медицинского предприятия, мне иногда непонятно, каким образом некоторые участники рынка предлагают вроде бы аналогичные по составу медицинские услуги по существенно более низкой цене. И это при том, что у нас самый большой на рынке среди частных клиник клиентопоток, то есть мы, экономя законными методами, не можем позволить себе такого значительного и длительного снижения цен. Отсюда возникают вопросы — на чем сэкономили? Возможно, оказывая услуги себе в убыток, чтобы привлечь новых клиентов, перетягивая их от других клиник более низкой ценой, кратковременно могу поверить, но постоянно — сомнительно. Ведь такое постоянно грозит банкротством, а значит, цена должна впоследствии серьезно повышаться, компенсируя ранее сделанное снижение. Возможно, экономия возникает при использовании незаконных способов снижения себестоимости медуслуг, и это, в первую очередь, зарплаты в конвертах — для клиента это плохо тем, что специалист, оказавший такую услугу, не несет персонализированной ответственности, ведь по документам он ее не оказывал. Самое же опасное для клиента — это то, что могут экономить на том, что при оказании услуг, возможно, используются некачественные, дешевые препараты, расходные материалы, а возможно, что и анализы не выполняют, а просто вписывают норму или патологию наобум! Про оказание услуг без лицензии вообще говорить не стоит, т.к. это совсем уж край — тут пациент рискует и деньгами, и здоровьем в максимальном объеме.
Подготовила Ирина ДАНИЛОВА