Популярный врач и блогер Харалаан: «И меня троллили под серыми никами»
Сегодня мы представляем интервью с известным врачом-терапевтом Victory Clinic Леонидом Харлампьевым, также являющимся популярным блогером Харалааном.
— Леонид Николаевич, почему вы выбрали медицину и конкретно терапию?
— Мой выбор неслучаен. Лет тридцать назад, во время службы в армии, решил, что поступлю в медицинский, так как очень хотел, чтобы родители жили долго и не болели. С такими честолюбивыми мыслями написал письмо в Красноярский медицинский институт. Ответа особо не ждал. Но получив ответ, очень обрадовался. Отслужил два года, поехал в Красноярск сдавать документы. Как ни странно, вступительные экзамены сдал с первого захода и поступил. А специальность «Терапия» была выбрана не мной, я стал терапевтом по воле случая. Вообще-то хотел стать анестезиологом-реаниматологом, но оказалось, что для этого нужно было заключить договор с больницей (в которой будешь работать после института), чтобы они оплатили 6-й курс учебы и специализацию. Но со мной никто не захотел заключать договор, поэтому остался без специализации и окончил институт простым терапевтом.
— Где начинали работать?
— После получения диплома работал в Мирнинском районе, почти во всех поликлиниках Якутска, в Верхнеколымском районе, в Табаге и в Кангалассах, в ряде частных клиник. Везде работал терапевтом, пытался найти свое место, где бы более или менее платили и меньше дергали. Но вскоре понял (медицинский стаж 23 года), что такого места нет. Работа везде одинакова, условия работы отличаются незначительно. Услуги терапевта в Якутии (думаю, что и в России) отличаются мизерной оплатой труда и сверхэксплуатацией врача. Терапевт — это рядовой пехотинец основной медицинской силы, который постоянно находится на передовой. Думаю, что вряд ли кто-то из узких специалистов поменялся бы местами с терапевтом. Потому как работа терапевта не из самых престижных. Случается, что и собаки покусают (со мной дважды такое было), и до позднего вечера приходится бродить по участку, в темноте, обслуживая вызов к уже укладывающимся спать людям. Да и выслушивать всякие нехорошие слова в свой адрес от не очень адекватных пациентов, которые вызывают врача на дом, чтобы поглумиться. Увы, и такое случалось. И не дай Бог ответить на это или прервать словесную энцефалопатическую тираду. Вслед будет написана жалоба, что врач не выслушал, что он грубиян и хам. Хорошо, если жалоба главному врачу, а то ведь и в Минздрав республики напишут, и Президенту России.
— Да, интересные детали специфики терапевта…
— При этом как хорошо ни работай, это не влияет на уровень зарплаты. Терапевт никогда не заработает хорошие деньги, какие зарабатывают врачи других специализаций. Многие мои коллеги согласятся со мной — администрации лечебно-профилактических учреждений страны не заинтересованы в том, чтобы у них работали хорошие, опытные врачи. Для них важно, чтобы работал врач без притязаний, безмолвный, безотказный, на котором можно ездить бесконечно и затыкать организационные дыры. Может, где-то я и ошибаюсь, но у меня за годы работы сложилось именно такое впечатление. При этом даже такой «удобный» врач не может претендовать на какой-то особый материальный эквивалент своей безмолвной и безотказной работы. Как только он оступится, а рано или поздно терапевт (да и не только терапевт) обязательно оступится, или его застанет синдром профессионального выгорания, в самый неподходящий и трудный момент жизни, с ним тут же расстанутся, без всякого сожаления, будь он хоть семи пядей во лбу. И на его место придет другой безотказный и «удобный» (до поры, до времени) врач. А пациенты поохают, поахают, и на этом все закончится. То есть никто не заинтересован в том, чтобы хороший врач работал там, где и должен работать. Ни население, ни администрация больниц, ни правительство, никто! Наверно, поэтому сейчас в поликлиниках терапевты долго не задерживаются. Большая текучесть кадров. Много участков без постоянных врачей. За несколько лет весь персонал участковых врачей поликлиник меняется несколько раз. Не так давно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова подтвердила — стране не хватает 30 000 терапевтов и 30 000 кардиологов. Долго такая система существовать не может. Рассыплется. Это вопрос времени. И это чувствуют на себе и пациенты, и врачи.
— Предлагаю оставить ваше мнение на обсуждение наших читателей. Вы очень популярны как блогер Харалаан. Откуда такой псевдоним, с чем он связан?
— Харалаан — это прародитель моего рода, моей фамилии. Он жил в конце 1800 годов в районе речки Буотамы. Был одним из первых, кто занимался в Якутии добычей железной руды и кузнечным делом. Это был очень трудоемкий процесс и требовал много времени и сил. Известно, что мой предок добывал и продавал стальных и чугунных изделий до 80 пудов в год. Конечно, это не приносило больших доходов, но они особо и не голодали. Мне просто очень захотелось, чтобы его имя не кануло в Лету. Вот и вся история.
— Считаете правильным консультировать людей через Интернет? Не боитесь ответственности как врач?
— Конечно, это очень ответственное занятие. Я очень боюсь допустить ошибку. Иногда ошибки и случаются. Но мне кажется, что пациент, консультирующийся со мной, все-таки отдает себе отчет в том, что я его не вижу, и делает на это поправку. Ну и для того, чтобы ошибаться меньше, нужно много знать и постоянно обновлять свои знания. Всякое бывает, ошибается каждый врач. Я надеюсь все-таки на лучшее.
— Вы перешли в Victory Clinic. Почему выбрали именно эту клинику?
— Я впервые услышал о Victory Clinic более десяти лет назад, еще работая в первой поликлинике, когда они располагались в техническом этаже первой поликлиники, в двух кабинетах. Еще тогда хотел перейти к ним на работу, но боялся, что меня не примут, так как имел недостаточный опыт, да и слышал, что там работают суперврачи. А себя я никак не причислял к этой категории специалистов. Сейчас, спустя десять лет, я знаю, что Victory Clinic — это большая, многопрофильная, современная клиника, оснащенная по последнему слову медицинской техники. Здесь врач может заниматься творчески, видеть результаты своей работы и, в общем, не связан по рукам оформлением бумаг. Кроме того, врач этой клиники защищен социально, получает белую зарплату, пользуется всеми социальными льготами, которые предоставляет государственное медицинское учреждение, вплоть до оплаты проезда в отпуск. Конечно, мой выбор этой клиники стал не случайным.
— В чем, на ваш взгляд, преимущество для пациента, когда он обращается в частную клинику, а не идет в обычную поликлинику? Помимо, конечно, очередей в поликлиниках.
— Во-первых, пациент в нашей клинике всегда встретит внимание, его услышат и постараются решить проблему с минимальными затратами времени. Терапевт соберет весь свой опыт, постарается приложить максимальные усилия, чтобы решить проблему пациента. Пациент не будет вынужден сдавать бесконечные анализы, спозаранку долго стоять в очередях, неделями ждать талонов на консультации узких специалистов, талоны на обследование, ждать очереди в дневной стационар. Кроме того, если у пациента экстренный случай, то мгновенно вызывается «скорая помощь» и он госпитализируется.
— Вы стали очень популярным «народным врачом» благодаря вашим консультациям в Интернете. Если честно, это такой продуманный рекламный пиар или вы действительно стремитесь постоянно и чем можете помогать людям в вопросах медицины?
— Чего скрывать, это и то, и другое одновременно. В один прекрасный день я понял, что могу больше, чем просто вести прием и обслуживать вызова на дому, и сел за компьютер. Зашел на форум «Здоровье» и увидел, что там мало врачей, да и некогда им там сидеть. А пациенты варятся в собственном соку, не знают, с каких шагов начать решение своих проблем. Вот я и начал консультировать. Поначалу был принят в штыки, встретил мощное сопротивление, так как прямо отвечал на вопросы, и не всем это понравилось. Например, однажды прозвучал вопрос: «Каким образом знахарь из Покровска притягивает духи детей к бесплодным парам? И можно ли ему верить?» Я ответил без лукавства, что это чистой воды шарлатанство. После этого близкие и знакомые этого человека с серыми никами начали «троллить» меня. Как только не обзывали — и фельдшером с незаконченным средним образованием, и неграмотным, и плохим врачом, и т.д. В общем, клевали и клевали. Но с течением времени все утряслось. Теперь я там свой.
— Леонид Николаевич, мы с вами встречаемся не первый раз, и каждый раз я поражаюсь вашей смелой открытости и неравнодушию к насущным проблемам здравоохранения. Спасибо за беседу.
— Однажды, будучи на вызове, мне пришлось разговаривать с полковником полиции в отставке, который ясно сказал: «Я вам, врачам, завидую. Вас все уважают. А нас, полицейских, никто не любит. Более того, большинство населения ненавидит». И тогда я подумал, «Ага. Оказывается, есть люди, которые нам, врачам, завидуют».
Ирина ДАНИЛОВА